2006-2019 г.г.                                                              ООО "Первая цифровая типография" — Ульяновск, Минаева, 22, 8/8422/30-19-37, 8/9510/94-11-00

  • Instagram

Что такое цветопроба и зачем она нужна?

На мониторе другой цвет, почему? 

Довольно часто мы объясняем, почему один и тот же цвет выглядит по-разному на экране и на отпечатанном образце. Существует ряд технических объяснений и причин, обусловленных законами физики почему нельзяя напечатать так, "как на мониторе".

Для начала нужно как минимум уточнить, что на разных мониторах цвет будет выглядеть по-разному. Речь идет и о мониторе компьютера и об экранах телефонов, планшетов и прочих устройств.

Добиться стопроцентного соответствия цветов экрана и полиграфии практически нереально, но можно здорово сократить эти расхождения, заранее зная все ограничения, возникающие при печати и, таким образом, прогнозируя результат.

На специальных профессиональных мониторах, с помощью дорогих технологий и специальной системы калибровки, цвета можно максимально приблизить к тому, что мы увидим на печати. Но при этом (и это очень важно!) калибровать профессиональные мониторы приходится для каждой конкретной печатной машины.

Обычные мониторы, используемые в офисах или дома такое совпадение обеспечить не могут в принципе. В них отображение цвета просто другое. В связи с этим «напечатать как на мониторе»  просто невозможно. 

В связи с этим, если цвет очень важен для вас, не стоит доверять даже профессиональному монитору, нужна цветопроба.

Все дело в цветовых режимах.
Все, что мы видим на экране – это цветовой режим RGB. Его назвние образуется от первых букв трех цветов, которые в этом цветовом режиме являются основными – Red, Green, Blue (красный, зеленый и голубой). Это аддитивная цветовая система, поскольку все остальные цвета образуются путем наложения или добавления (дословно от англ. Add – добавлять) основных цветов, присутствие 100% всех цветов образует белый цвет, их отсутствие – черный.
Система CMYK образована четырьмя основными цветами – Cyan, Magenta, Yellow и Кey Color – голубой, пурпурный, желтый и ключевой, коим является черный цвет. Эта система является субтрактивной, поскольку все остальные цвета образуются путем вычитания. Присутствие всех цветов образуют белый цвет, отсутствия всех цветов дает черный. В отличие от экрана, который изначально является черным и цвета образуются путем наложения, бумага  - это прежде всего поверхность, которая способна отражать цвета.
Увы, физику отменить невозможно, поэтому отметим еще один важный аспект или почему изображение вышло темнее, чем ожидалось:
Весь цвет, что мы видим на конечной продукции является отраженным светом: от солнца (в идеале), офисных ламп дневного сета (хуже только в полной темноте, когда вообще ничего не видно), ламп накаливания или специальных просмотровых стендов с калиброванным светом, спектр ламп которых максимально приближен к солнечному. При этом компьютерный монитор сам светится и как-то отображает цвета. Поэтому даже если макет сделан в CMYK, то на мониторе он все равно будет выглядеть ярче, чем при печати. Это связано с тем, что излучаемый из монитора свет ярче и насыщенней, чем отраженный от бумаги (или другого предмета) свет естественного или искусственного освещения. Каждый произволитель устанавливает свои настройки. Ситуация усугубляется использованием плоских недорогих мониторов на TN-матрице, на которых картинка существенно меняется даже в зависимости от угла обзора. А ноутбук с модным глянцевым экраном, исказит цвета настолько, что то Вы НИКОГДА не увидите на нем правдивый цвет. 

Есть множество фактов, влияющих на то, почему цвет не такой как на экране или почему цвет поменялся при повторной распечатке, вот основные: 

- цветовое пространство

- цветовой профиль

- тип бумаги (плотность, мелованная или офсетная, дизайнерская итд, показатели белизны, в зависимости от производителя)

- суммарное покрытие краски (количество краски в процентах на единицу площади)

- условия освещенности ( при которых Вы зрительно оцениваете макет на экране)

- вид печатного устройства (струйное, цифровое, офсетное итд)

Что же делать? Какое РЕШЕНИЕ?

На самом деле, только опытный профессионал дизайнер-печатник может глядя на формулу цвета - а это значит, не на экран, а на данные графического редактора, представленные в числовом значении может сказать, какой примерно цвет выйдет. 

Не всегда поверить на слово профессионалу достаточно для того, чтобы понять, почему цвет не тот, который ожидался и оставить претензии. Для предупреждения "сюрпризов" мы настоятельно рекомендуем заказывать цветопробу и желательно на той бумаге, на которой планируется печать тиража. Это платная услуга, потому что согласно всем правилам печати - отображение цвета на устройстве вывода (принтер, печатная машина), отличающееся на изображения на устройстве ввода (экран) - не ошибка типографии. 

В действительности, необходимость цветопробы это не что-то новое или из ряда вон выходящее. Вопросы по результатам печати всегда имеют место быть, так как в большинстве случаев макет или файл готовится в печать не профессиональным дизайнером. Например, когда мы создаем дизайн макет сами, то довольно часто пользуемся возможностью сделать цветопробу для себя и не отказываемся от этой возможности.

Вот еще несколько статей от крупных производителей полиграфию на эту важную тему:

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА МОНИТОР, КОГДА РЕЧЬ ИДЕТ О ЦВЕТЕ?   (цифровая типография «Контрол ПЭ»), Москва

Цветопроба — инструмент предсказуемой печати. (Типография «Акцент», Санкт-Петербург)

ТИПОГРАФИЯ И ЗАКАЗЧИК: ВЫЯСНЯЕМ ОТНОШЕНИЯ. (Издательство "Курсив".)